Заместитель прокурора Богатовского района Самарской области Морев Д.А. разъясняет «Как вернуть деньги, списанные с банковской карты (счета) физлица без его согласия или с его согласия в результате мошенничества?»
При совершении операции с использованием платежной карты, перевода электронных денежных средств или перевода денежных средств с использованием СБП банк обязан до списания денежных средств осуществить проверку наличия признаков осуществления перевода без добровольного согласия клиента (то есть без согласия клиента или с согласия, полученного под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием).
В случае выявления банком операции, соответствующей таким признакам, он, как правило, отказывает в совершении операции (перевода) и незамедлительно информирует клиента о возможности совершения им повторной операции способами, предусмотренными договором. Указанное правило не распространяется, например, на случаи принудительного взыскания денежных средств.
Таким образом, с точки зрения законодательства РФ перевод денежных средств без добровольного согласия клиента подразумевает не только перевод без согласия клиента, а также перевод с его согласия, если оно получено под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием, то есть в результате мошенничества (далее - перевод денежных средств без добровольного согласия клиента).
В свою очередь, в случае утраты электронного средства платежа или его использования без вашего добровольного согласия (в том числе в результате мошенничества) вы должны направить уведомление в банк незамедлительно после обнаружения соответствующего факта, но не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления о совершенной операции.
В случае получения от вас указанного уведомления банк обязан в течение 30 дней возместить вам сумму операции, совершенной без вашего добровольного согласия после получения такого уведомления. Если банк проинформировал вас о совершенной операции, а вы не направили соответствующее уведомление, банк, как правило, освобождается от обязанности возмещения суммы операции. Исключение предусмотрено в случае совершения банком в нарушение установленных требований операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, после получения им от Банка России информации, содержащейся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента. При этом банк обязан возместить вам соответствующую сумму в течение 30 дней, следующих за днем получения вашего заявления.
При наличии подозрений в совершении противоправных операций с вашим банковским счетом, в частности при мошенничестве или при утрате банковской карты, следует обратиться в полицию с заявлением с просьбой возбудить уголовное дело по факту совершения преступления.
После возбуждения уголовного дела вы можете подать гражданский иск к виновному лицу в рамках указанного уголовного дела (п. п. 1, 2 ст. 44, п. 1 ст. 54 УПК РФ).








